Главная » Публицистика 0 ... 44 45 46 47 48 49 50 ... 159 ные, прокладывают обычно в одну линию в целях снижения их строительной стоимости. В этих условиях бесперебойное снабжение водой объекта может быть обеспечено лишь при наличии в конце канала резервных емкостей объемом, достаточным для удовлетворения потребйо-стей объекта на время, необходимое для ремонта или ликвидации ава- Канал Канал 7,3км Uae e/r?a тельни/е ЗодаЗодб/ НС - иососно станция t58,9 км \ 1-0,000) i=S,6KM 10,0001 i-OfiOOf о /о 20 ЗО W 50 60 70 &0 90 700 7/0 720 /30 км Рис. 111.66 Рис. III.67 1 - электродвигатель; 2 - насос; 3 - канал рий на канале. В качестве такой емкости все чаще используются водохранилища, образуемые плотинами на реках и ручьях, пересекаемых каналом. Во многих каналах значительная часть их общей длины приходится на водохранилища. Устройство водохранилищ на канале позволяет в ряде случаев намного уменьшить объем работ по строительству самого канала. Водохранилища используются не только как резервные емкости, но одновременно и как осадочные бассейны, эадержива- ющие взвешенные вещества, которые содержатся в подаваемой воде. Закрытые каналы. Закрытые безнапорные каналы используются для подачи чистой природной или уже очищенной воды. По конструктивному оформлению и условиям гидравлической работы водопроводные закрытые каналы весьма близки к коллекторам канализации. v Рис. III.68 а - сечение одного из водоводов Тбилиси шатровой формы; б - сечение водовода Лос-Анджелеса подковообразной формы «о Ератная засыпка. Раньше закрытые каналы почти всегда строили из кирпича; в настоящее время их выполняют в основном из бетона или железобетона. Железобетонные каналы бетонируются на месте или монтируются из сборных элементов. Форма поперечного сечения закрытых безнапорных каналов весьма разнообразна (рис. П1.68); наиболее часто применяются каналы овои-дальной, лотковой и круглой формы. В зарубежной практике весьма распространена подковообразная форма поперечного сечения закрытых каналов. Форма сечения должна обеспечивать хорошие гидравлические характеристики канала и хорошее его сопротивление давлению грунта на участках, где он проходит в земле. Расчетная степень наполнения каналов (отношение глубины потока воды к высоте канала) принимается обычно в пределах от 0,75 до 0,9. Так как каналы рассматриваемого типа не рассчитываются на напорный режим работы (т. е. на разрывающие усилия от внутреннего давления воды), то установленная степень наполнения должна гарантировать невозможность образования в канале подпора. На безнапорных закрытых каналах (так же как и на открытых) для перехода оврагов, рек и долин устраивают дюкеры (участки напорных самотечных линий) и в отдельных случаях мосты - акведуки. Кроме того, эти каналы также оборудуются перегораживающими сооружениями и сооружениями для сброса воды в целях предохранения канала от переполнения. При пересечении безнапорными закрытыми каналами возвыщенностей широко используются туннели. § 51. НАПОРНЫЕ ГРАВИТАЦИОННЫЕ ВОДОВОДЫ При сильно пересеченном рельефе местности по трассе самотечного водовода использование безнапорных каналов (как открытых, так и закрытых) становится затруднительным. Обеспечение надлежащего постоянного уклона канала (соответствующего уклону свободной поверхности воды в канале) требует в этом случае выполнения значительного объема земляных работ; количество сооружений в местах пересечения каналом долин, оврагов и возвышенностей (т. е. дюкеров, мостов, туннелей) весьма велико. Все это ведет к увеличению строительной стоимости канала. В таких условиях (и, разумеется, при наличии достаточного общего падения отметок местности по длине канала) обычно экономически более выгодно устраивать напорные гравитационные водоводы, которые, работая полным сечением, не требуют определенного однозначного уклона по длине канала. Напорные гравитационные водоводы подобно нагнетательным укладывают на определенной глубине от поверхности земли, следуя изменениям рельефа местности. Эти водоводы позволяют уменьшить не только объем земляных работ, но часто и обшую длину трассы. Однако условия их работы под напором требуют применения для них напорных труб. Рис. III.69 В подавляющем большинстве случаев в современных системах водоснабжения напорные гравитационные водоводы больших диаметров выполняют из железобетонных труб, в частности из предварительно напряженных. Эти трубы позволяют обеспечить хорошее сопротивление водовода значительным внутренним давлениям и одновременно его герметичность. Чтобы избежать больших рабочих давлений в гравитационных водоводах и тем самым уменьшить толщину стенки и стоимость используемых труб, напорные гравитационные водоводы часто разбивают на отдельные участки, устанавливая в возвышенных точках трассы специальные (разгрузочные) резервуары. На рис. HI.69 схематически показан продольный профиль напорного гравитационного водовода; линия аб представляет собой пьезометрическую линию, соответствующую работе водовода при отсутствии разгрузочных резервуаров. Наиболее высокое давление в этом водоводе может возникнуть при прекращении движения воды. При закрытии задвижки в конце водовода линия статических давлений займет положение абь Давления в водоводе возрастут и в пониженных точках трассы могут достигнуть весьма больших величин (Яг, Hz). Устройство разгрузочных резервуаров К и М (имеющих свободную поверхность воды) значительно снижает величины давлений, которые могут возникнуть в водоводе (Н, Н). Кроме того, резервуары, располагаемые по длине водовода, могут служить запасными емкостями, используемыми во время ликвидации аварий или ремонта вышележащих участков водовода. На водоводах большой протяженности эти резервуары позволяют организовать автоматическое регулирование подачи воды по водоводу в соответствии с графиком расхода воды потребителями. При значительных падениях отметок местности на отдельных участках напорных гравитационных водоводов с успехом используют избыточную гидравлическую энергию путем устройства гидроэлектростанций, достигающих на некоторых крупных водоводах большой мощности. 0 ... 44 45 46 47 48 49 50 ... 159 |