Разум и чувства

Раньше от дизайнерского объекта требовалось быть красивым и функциональным. Современный дизайн воздействует на все пять чувств!

ДИЗАЙН ДЛЯ ВКУСА

Вкус человечества консервативен — одни и те же блюда и продукты не теряют своей популярности тысячелетиями. Однако с появлением модного тренда — молекулярной кулинарии — инновации дошли и до кухни. Адепты этого течения во главе со своим гуру Ферраном Адриа, используя новые технологии в приготовлении пищи, до неузнаваемости меняют вид и способ подачи привычных продуктов. Они придумывают удивительные блюда-провокации — мусс из черного хлеба, мятную икру, спагетти из рукколы. Но, оказалось, это только начало! Дальше — больше. Лучшие умы человечества создают новинки, которые грозят полностью изменить сам процесс принятия пищи. Среди самых перспективных WikiCell — съедобная упаковка, детище Дэвида Эдвардса, гарвардского профессора биомедицинской инженерии, и парижского дизайнера Франсуа Азамбура. Совместно с самим Филиппом Старком Эдварде также разработал спреи Whif (ингалятор вкуса), Whaf (излучатель «вкусовых облаков») и Whah («опьяняющий» аэрозоль). Известные марки в поисках новых рынков проявляют большой интерес к экспериментам дизайнеров: так, Nestle произвела революцию своими капсулами Nespresso, изменившими многовековую культуру приготовления кофе. При этом, по статистическим данным, миллиард человек на нашей планете страдает от голода. Тема Всемирной выставки Expo, проходящей каждые два года в разных городах мира и в мае этого года открывающейся в Милане, звучит тревожно: «Как накормить планету?» Ученым еще есть над чем работать!



ДИЗАЙН ДЛЯ ОБОНЯНИЯ

Ароматы для помещений, ароматические свечи, бельевые отдушки... Даже перчатки, купленные вами, оказываются надушенными Guerlain — задумайтесь, может быть, потому вы их н выбрали? Компании наперебой пытаются привлечь наше внимание... через нос! «Наш организм устроен так, что забыть однажды «услышанный» запах невозможно, кроме того, нюх не притупляется с возрастом, — объясняет парфюмер Франсис Кюркджян. Воздействие на обоняние позволяет использовать эмоциональные шлюзы, недоступные зрению или слуху. И избежать этого невозможно: мы же не можем перестать дышать?» «Виновником» расцвета этого вида дизайна отчасти можно считать Патрика Зюскинда, автора нашумевшего романа «Парфюмер». Именно он заставил широкую публику задуматься о силе запахов и их роли в нашей жизни. Бутики, рестораны, отели заказывают для своих залов и лобби индивидуальные запахи, которые клиент узнает и годы спустя. Магазины хотят напоминать о себе покупателю везде, куда бы он ни поехал, и предлагают ему свечи с уникальным ароматом, которые удобно упаковать в чемодан. Яркий пример — свечи с нотой инжира от парижского концепт-стора Colette. «Для отеля Royal Mansour в Марракеше мы разработали запах, который гармонирует с кедровыми панелями стен», — рассказывает Франсис Кюркджян. Технология не отстает, предлагая новые способы диффузии. Перспективная новинка — электрический диффузор Un Air de Diptyque. Однако эксперименты в этой сфере — всегда риск. Восприятие запаха зависит от индивидуальных особенностей организма и от культурного контекста. Цитрусовые ароматы, популярные на Западе и Ближнем Востоке, совсем не похожи друг на друга! Если удачно подобранный запах может привлечь клиентов, то слишком сильный или резкий — это настоящий провал. Где будет завтра обонятельный дизайн? «Возможно, он придет в места, мало или совсем не охваченные им, — в самолеты, на вокзалы, — фантазирует Франсис Кюркджян. — Стоило бы разработать запахи, помогающие людям наладить свое расписание и больше успевать, например — легче просыпаться утром и засыпать вечером».



ДИЗАЙН ДЛЯ ЗРЕНИЯ

Дизайнеры и ремесленники испокон века стремились сделать свои создания приятными для глаза. Но, для того чтобы привлечь наше внимание, в среде, перегруженной визуальной информацией, этого уже недостаточно. Дизайн идет дальше — он подчиняет себе сам свет. «Мы перешли на новую ступень — сегодня свет, по сути, становится одним из материалов», — заявляет Элизабет Лериш, известная французская специалистка по исследованию и предсказанию трендов. — Когда-то он лишь освещал наши дома, общественные здания и города, теперь стал полноценной частью декора и зачастую играет ведущую роль. Все изменилось благодаря развитию технологии и появлению светодиодов». Световые дизайнеры стали самыми востребованными специалистами. Именно благодаря им фасады магазинов, гостиниц и исторических зданий в буквальном смысле предстают в новом свете. По всему миру множатся масштабные фестивали света, такие как Luminale во Франкфурте.

Производители понимают, насколько свет способен изменять ощущения. С Hue, светодиодными лампами, излучающими свет всех цветов спектра, Philips предлагает заново пережить у себя дома любой момент, снятый на смартфон. Источник эмоций, свет создает новую атмосферу — созерцательную и одухотворенную, динамичную и захватывающую. Или просто помогает скрыть банальную экономию электричества за загадочным мерцанием. Складная устойчивая переносная лампа, которую можно установить где угодно, — Lumio переосмысливает само понятие искусственного освещения. То ли еще будет!

ДИЗАЙН ДЛЯ ОСЯЗАНИЯ

Фактура решает все! Новое поколение, воспитанное на компьютерных играх и Playstation, привыкшее к сенсорным экранам и интерактивному искусству, стремится попробовать на ощупь все вокруг — неважно, в магазине или в музее. В первом бутике Viktor & Rolf в Париже, оформленном архитекторами Пьером Векле и Жан-Кристофом Погжиоли, все: и пол, и стены, и мебель — обито фетром. «Замысел был в том, чтобы трансформировать классическую палладианскую архитектуру, в каком-то смысле «стереть» ее фетром», — рассказывает Жан-Кристоф. Новая коллекция Oraito Mobility, выпущенная Colette, соединяет продукты высоких технологий (аудионаушники, чехлы для iPhone и iPad) и ткани Kvadrat, до сих пор использовавшиеся лишь для декора интерьера.



Другое проявление нового тренда — создание «материалотек» при крупных архитектурных бюро. Там можно рассмотреть и пощупать разные виды дерева, камня, текстиля и даже стекла... Архитекторы не могут себе позволить выбирать плитку или паркет по каталогу — вдруг они окажутся слишком скользкими или, наоборот, шершавыми. Дизайн использует все средства, включая самые высокотехнологичные. Взять хотя бы металлизированное покрытие Plex от Formica, удостоенное престижной награды Red Dot Design Award! Как написала знаменитая предсказательница трендов Ли Эделькорт на своем сайте Trend Tablet, нам будут нравиться плотные, упругие, теплые, глубокие текстуры, ассоциирующиеся с землей и природой. Возьмите на заметку — кому об этом знать, как не ей!