Португалия и пробка

Португалия и пробка — то же, что Саудовская Аравия и нефть. Имея 51% мирового запаса пробки, Португалия обрабатывает 88%. Мировым лидером по производству изделий из коры пробкового дуба является Группа АМОРИМ, объединяющая более 40 компаний в различных странах. Несколько лет назад Группа появилась на украинском рынке. Были созданы представительства в Киеве и Днепропетровске, а в июле 1997 года в Португалию по приглашению компании АМОРИМ быт приглашены восемь журналистов из ведущих украинских средств массовой информации для непосредственного знакомства с Группой и ее уникальной продукцией. Следует отметить, что отбор печатных изданий был весьма строгим и проводился с учетом рейтинга, поэтому особенно приятно, что наш журнал был выделен среди подобных изданий. Журнал “Архитектура и престиж” представляли главный редактор Елена ОЛЕЙНИК и директор Днепропетровского филиала Наталья ДЕМИДОВА. Мы побывали на пробковых плантациях, и на различных заводах, где смогли по-настоящему оценить красоту пробковых изделий и совершенство безотходной технологии их производства.

Продукт, который дарит нам природа

Впервые пробку снимают с дуба, достигшего как минимум тридцатилетнего возраста. Наконец, в течение месяца вываренную пробку выдерживают в темном подвале, а затем разрезают на планки, готовые для коммерческого употребления.



Ныне области использования пробки поистине неисчислимы. Португалия, где расположены 65% предприятий по обработке пробки, производит более 50% мировой пробковой продукции.

Основные сведения 0 Группе АМОРИМ (далее - Группа)

Промышленно-финансовая компания “AMORIM Group” была основана в 1870 году, когда Антонио Альвес де Аморим открыл свое предприятия по производству укупорочной пробки для винных бутылок. Начиналось все весьма скромно: у Антонио Аль- веса было всего двое рабочих и небольшая мастерская на первом этаже дома. Из коры пробкового дуба они обычным кухонным ножом вырезали пробки для укупорки вина. В то время предприятие производило 4000 пробок в месяц, а сейчас 4 миллиона в день.

В1922 году Группа - была официально зарегистрирована и получила название “Amorim & Irmaos” (Аморим и братья). Это предприятие, основанное пятью братьями, представляло второе поколение семьи в пробковом бизнесе. К тому времени на предприятии работало около ста человек.

В 1963 году была создана внешнеторговая фирма, положившая начало прямым торговым отношениям с восточными рынками через Австрию. Это — достаточно крупная фирма “Декор Кортисейра - АМОРИМ", с момента создания которой Группа перестала быть исключительно производителем укупорочных пробок, а перешла к безотходному производству с использованием той коры, которая не может быть использована в виноделии: выпуску напольных и настенных покрытий, автомобильных прокладок, утеплителей, изоляторов, заполнителей температурных и осадочных швов и технической пробки.

Ныне в группу входит более сорока компаний; большинство из них расположено на севере Португалии, в округе Сан Мария де Фейра, неподалеку от города Порту. Сейчас на долю Группы приходится 34% экспорта из Португалии.

Следует подчеркнуть, что в Группе к коре пробкового дуба относятся не просто, как к сырью для производства винных пробок, настенных или напольных покрытий, но и как к уникальному продукту, который природа подарила лишь Португалии, Испании и очень ограниченному региону Средиземноморья и

Северной Африки. Португалия владеет 50% мирового запаса пробки, Испания — 23%, остальные запасы распределены между тремя североафриканскими странами: Марокко, Алжир и Тунис.



На сегодняшний день группа работает по вертикальному принципу: от дерева — до конечного продукта, т.е. и на плантациях, и при заключительной укупорке калифорнийского вина, и при отделке австралийского паркет;.: пробка на Артемовском заводе — это тоже завершение цепочки.

Фирма AMORIM Revestimentos (АМОРИМ Ревестиментуш) — торговая марка ИПОКОРК (ipocork*), входящая в состав Группы — одно из самых молодых предприятий Группы. Ежегодно “AMORIM Revestimentos” только напольных покрытий производит более 5 млн.кв.м.

Ее бессменным президентом является г-н Жозе Америго Аморим. Вот что он рассказал нам в своем интервью:

"Группа имеет базовую структуру которая состоит из трех направлений. Первое, традиционное направление, это – производство пробки и её обработка. Здесь мы имеем 116-ти летний опыт работы и занимаем лидирующую позицию в мировой практике. Больше половины общего производства пробки в мире принадлежит нашей фирме. 18 наших заводов и 37 коммерческих фирм, занимающихся производством и сбытом пробки, разбросаны по всему.миру. Чистая прибыль, по заводским ценам в прошлом году составила 385 миллионов долларов, и это только в секторе пробки. 3400 человек работают сегодня в этой области. Они — наша гордость, наши лучшие кадры, и только благодаря этим людям развивается производство.

Второе направление — тоже традиционное (ему более 40 лет) — это операции с недвижимостью. Специализация фирмы в этой области относится к строительству и продаже многофункциональных центров (офисы, жилище или шоппинг-центры). В прошлом году Группа построила в Португалии более 560 тыс. кв.м. полезной площади — это около 730-780 млн. долларов. История нашей страны такова, что традиционно здесь существовали либо гостиницы очень высокого класса, либо самого низкого. Обнаружив пустующую нишу, мы построили за 5 лет 17 гостиниц «Ibis» и «Novotel» по всей Португалии. На сегодняшний день эти 17 гостиниц насчитывают 2 тысячи мест, а мы являемся крупнейшим гостиничным оператором в Португалии.

Третье направление деятельности группы — это так называемые венчурные капиталовложения (или капитал риска), то есть предприятие, в котором группа участвует, в зависимости от целесообразности и интереса, тем или иным меняющимся процентом. Эта область интересна возможностью помочь фирмам или предприятиям, у которых существуют проблемы с развитием. Принципиальная схема такова: войти в фирму, наладить ее производство, а затем продать свою долю той же фирме, но уже с налаженным механизмом работы."

Идея новой линии “Wicanders" — престижной торговой марки — родилась в сентябре 1994 года. В конце 1996 года Группа потратила 30 миллионов марок, чтобы запустить эту марку в восьми странах мира. Идея такого наступления состояла в том. чтобы персонализировать продукцию фирмы.

Сегодня пробковые покрытия компаний “Wicandcrs" и “ipocork*" известны но всему миру. Назовем лишь те, где наибольшие площади покрытий. 15 первую очередь, это аэропорт в Гетеборге, где почти тридцать лет лежит пробковый паркет. Другим примером может служить Центр Оперы и Музыки в городе Кобс (Япония), при отделке интерьеров которого использовалась только продукция предприятий Группы. Очень известная в Европе сеть магазинов детских товаров “Prenatal”, две из трех самых известных больниц в Швейцарии для людей “третьего возраста" (пенсионеров), имеющие более 30 тыс. кв. метров пробковых покрытий. В жилых домах и резиденциях — повсеместно, от спальни английской королевы до кельи испанской монашки.

Вот что еще важно. Технология изготовления паркета на основе пробки существует приблизительно 50 лет. Но логика рынка пробковых покрытий диаметрально противоположна принципам продажи ковровых, керамических и даже деревянных покрытий. Сегодня уровень потребления пробкового покрытия составляет в мире приблизительно 11-12 млн.кв.м. в год. Эта цифра ничтожно мала по сравнению с уровнем ежегодного потребления остальных видов покрытий странами Общего рынка — 1.5 млрд.кв.м., а тем более всего мира — 12 млрд. Из 1.5 млрд.кв.м. всех покрытий, используемых Западной Европой: 900 млн.кв.м — ковровые покрытия; 200-230 млн.кв.м — различные виниловые покрытия (линолеум, ПХВ); 80-100 млн.кв.м — керамические покрытия; 70-80 млн.кв.м в год — деревянные (паркеты и т.д.); 35-37 млн.кв.м. — настоящего линолеума; и лишь 8.5 млн.кв.м. — пробки. Остальное — мрамор, камень и прочее. Эти цифры говорят о том, насколько мала ниша, которую занимает производство пробковых напольных покрытий.

“В принципе, — считает г-н Жозе Америго АМОРИМ, — мы могли бы удвоить объем продукции, поставляемую на рынок,— довести его до 22-24млн.кв.м. Но природные ресурсы пробки ограничены, и эту природную нишу нельзя уничтожить. Мы не хотим, чтобы наша продукция становилась таким биржевым товаром, как кофе или сахар. Мы хотим сохранить систему, при которой можно уследить за качеством всех сопутствующих компонентов: качеством клея, качествам укладки, качеством продаж. Философия XXI века для нашей группы: продавать не просто прайс-лист, а полную услугу — готовое решение интерьера.



Наш товар — это природа, это экология, это возможность его вторичной переработки, что является важнейшим условием существования предприятий в XXI веке. Мы хотим работать с теми специалистами, которые могут реально оценить нашу философию, широту наших взглядов, методы и способы работы. Мы хотим, чтобы покрытие, которое человек купит у нашей фирмы, было не обезличенным, а очень индивидуальным, отвечало его личным вкусам и запросам”.

Группа АМОРИМ вкладывает деньги и в культуру, в реставрацию старинных зданий, поддерживает художников и артистов. Интересно, что поддержку Группы получают фирмы, занимающиеся реставрацией памятников архитектуры, в основном за пределами Лиссабона и Порту, так как в этих городах существуют свои муниципальные фонды, силами которых памятники архитектуры можно поддерживать в прекрасном состоянии. Группа занимается созданием стипендиальных фондов с пятью, шестью ведущими университетами страны. Лучшие студенты получают ежегодную стипендию от “Amorim”.

То есть, не участвуя непосредственно в создании культуры, Групп распространяет ее и способствует ее сохранению в едином мировом пространстве.

“Я глубоко уверен, — говорит г-н Аморим, — что Украина, как важный для нас рынок, в скором времени будет активно пользоваться нашей продукцией, а это в свою очередь поможет нашей, в хорошем смысле, территориальной экспансии на Восток, и частично будет способствовать созданию единого экономического пространства в Европе. Сейчас и на Украине, и в России, и в Болгарии, и в других бывших социалистических странах ситуация крайне тяжелая, но я абсолютно уверен, что наше будущее находится именно там”.

Славная история пробки, начавшаяся в XVII веке в винных подвалах бенедиктинского монастыря, продолжается и в наших домах.