В2B по-ландшафтному

Любой профессионал ландшафтного дела, впрочем, как и каждый садовод-любитель, знает, что залогом создания красивого сада наравне с другими важными составляющими является грамотный подбор качественного посадочного материала. Но если энтузиасты могут при желании позволить себе роскошь приобретать растения в различных местах, начиная от крупных садовых центров и заканчивая придорожными стихийными рынками, которые, увы, еще не редкость, то специалистам такой путь заказан. А значит, дорога их лежит в питомник.



Но что мы понимаем под этим словом? Давайте определимся с понятиями. Питомник - это то место, где растения выращивают. Их могут здесь же и продавать, но момент наличия «полей», заполненных растущим посадочным материалом, обязателен. Все остальное определяет формат садового центра или магазина DIY. Проще сказать так: питомник -структура производящая, а садовый центр и т. п. - организация торговли. Она может быть включена в структуру питомника, приближена непосредственно к месту производства или расположена в более удобных для сбыта местах - сути это не поменяет.

Дело выбора

Итак, мы приехали в питомник. Какие сервис-опции для нас наиболее важны? Что вообще могут питомники как бизнес-партнеры предложить ландшафтникам? Естественно, самое первое -это ассортимент. Ландшафтнику необходимо приехать и отобрать растения в соответствии с ведомостью по максимуму. Конкретные виды, сорта, количество. Главное преимущество питомника - наличие большого объема растений одного стандарта. Причем продуманное расширение ассортимента растений наивысшего качества очень важно на сегодняшний день. Следующий акцент - часы работы питомника. Не такой у нас долгий посадочный сезон, чтобы терять драгоценные часы. Очень выгодны для дизайнеров специальные условия работы, накопительные системы скидок, скидочные карты VIP-клиента, акции, сезонные распродажи. В крупных питомниках для взаимодействия с ландшафтниками создаются специальные оптовые отделы. С профессионалами работают персональные менеджеры. Они оперативно реагируют на запросы, могут зарезервировать материал, при необходимости предоставить актуальные фотографии из питомника. Бесплатные консультации пригодятся начинающим, а актуальная информация о новинках ассортимента позволит учесть их при создании следующих проектов.

Мне нужно столько-то

Не всегда есть время на выбор материала в питомнике. Поэтому очень важно, чтобы его отобрали по заявке, сделанной по телефону или электронной почте. И чтобы собранный заказ был надлежащего качества. Естественно, плюс доставка в указанное место в определенный срок. При работе с импортом важен момент передержки, связанный с разницей нашего и европейского климатов (у них уже вовсю можно сажать, а мы еще сугробы разгребаем). Конечно,интересно получение эксклюзивных экземпляров (не присутствующих в ассортименте питомника) под заказ (бонсаи, крупномеры, топиарные фигуры). Причем здесь имеет место как заказ из-за рубежа, так и «изготовление» на месте (хотя этот пункт наиболее вероятен, пожалуй, только для стриженых форм и элементов живых изгородей, может быть, арок и зеленых беседок - зависит от терпеливости заказчика). Кстати, при работе в регулярном стиле стоит помнить о том, что растения, как это ни печально, могут погибать. Наличие в питомнике какого-то количества посадочного материала, соответствующего по возрасту и стандарту, намного облегчает задачу дизайнера по замене.

На первых порах



Допустим, вы начинающий ландшафтный дизайнер, только познающий тонкости практической работы. Вы на «пятерку» защитили диплом и прекрасно знаете дендрологию. Более того, у вас уже есть заказчик и первый проект озеленения готов. Наступает время реализации, то есть необходимо закупить и посадить перечисленные в ассортиментной ведомости растения. Но как это сделать, если сажать предстоит крупномеры? Конечно, можно найти рабочих (например, на ближайшем строительном рынке), арендовать технику или скооперироваться с кем-то более опытным. Но можно поступить иначе - обратиться в питомник, который предоставляет услуги по посадке приобретенного в нем посадочного материала. Плюсов здесь много. Вы получаете доставку на манипуляторе соответствующей грузоподъемности, аккуратную разгрузку, подготовку посадочных мест, непосредственно посадку (причем достаточно хорошо обученным персоналом, так как эти люди работают в питомнике и точно не первый раз видят дерево), и, что немаловажно, гарантию на высаженные растения.

Согласитесь, удобно.

Приятные бонусы

Каждый питомник в силу обстоятельств работает и как оптовое предприятие, и как розничное. Соответственно и линейка сервиса ориентирована не только на профессионалов-ландшафтников, но и на частных клиентов, которые обычно становятся постоянными покупателями. Именно поэтому в питомниках появляются рестораны, мини-зоопарки, демонстрационные сады. Казалось бы, для дизайнеров выгода от них невелика, разве что кофе попить в уютном кафе очень приятно. Однако это не совсем так. Бывают ситуации, когда ландшафтный дизайнер приезжает в питомник вместе с заказчиком. По каким причинам это происходит - не столь важно (будь то контроль за отбором растений или желание «просто посмотреть»), а вот комфортные условия (теплый туалет, вкусный ланч, удобные сапожки с логотипом, зонт, плащ или жилетик), возможность доставить удовольствие ребенку и показать ему павлинов, альпак, кроликов с крольчатами и забавных породистых кур, а также увидеть представленные в питомнике растения на территории демонстрационного сада - важно, да еще как! Ведь все эти опции помогают в работе с клиентом, и в данном случае это уже потенциальный оптовый покупатель. Чем больше ему понравится питомник, от работы менеджера до тех самых сапожек, тем скорее он даст добро на закупку именно здесь. Бесспорно, в этом списке на первом по значимости месте должен стоять демонстрационный сад. Ни Интернет, ни 3D-визуализации не заменяют пока впечатления от реальных композиций. К тому же здесь мы можем увидеть, как то или иное растение чувствует себя, как растет, насколько сильно разрастается, как соседствует с другими. Немаловажное значение имеет и наличие в питомнике магазина так называемых сопутствующих товаров или небольшого садового центра. Даже если вы все необходимое закупаете оптом и заранее, может сложиться ситуация, когда вам понадобится какая-то мелочь (мешковина, шпагат, перчатки). Пригодится в наше время и бесплатный Wi-Fi - фото отправить заказчику, смету подкорректировать и утвердить.



Прекрасным начинанием российских питомниководов является проведение их агрономами лекций и семинаров по тому или иному виду растений. Опыт таких людей бесценен! И частников, и профи будут всегда интересовать розы,виноград, гортензии, плодовые деревья и кустарники, уход за газоном и многое другое. Каждый год появляются новинки селекции,знакомство с которыми просто необходимо как с точки зрения их использования в оформлении сада, так и в плане агротехники. То же самое можно сказать и про новые технологии в озеленении, сопутствующие товары и материалы. Некоторые питомники проводят мастер-классы по агротехнике (по стрижке растений, обрезке и прививке плодовых деревьев). Собираются в основном специалисты. Получение новых знаний, как правило, сопровождается общением в неформальной обстановке, обсуждениями, новыми знакомствами. Раньше мы могли только мечтать о подобном уровне отношений в формате В2В. Сегодня его поддерживают многие преуспевающие отечественные питомники. Безусловно, самым значимым событием, способствующим взаимодействию ландшафтных архитекторов и питомниководов, являются конференции. Это возможность для профессионалов собраться вместе и обсудить возникающие вопросы, отладить каналы связи, поделиться опытом, найти решения проблем. А апогеем такого сотрудничества могут стать великолепные фестивали, где в профессиональный диалог вступает уже и третья сторона - посетители подобного грандиозного ландшафтного события.