Главная » Публицистика 0 ... 41 42 43 44 45 46 47 ... 159 Разргз по Н План по ли
Рис. III 57 ющих к колодцу. Такие колодцы устраивают диаметром от 1 до 3 м (по различным типовым проектам); число деталей зависит от требуемой глубины колодцев. Для колодцев диаметром 1-1,5 м используют стандартные кольца. На рис. III.57 показан прямоугольный сборный железобетонный колодец (из панелей) одного из существующих типов. При устройстве колодцев в мокрых грунтах поверхность их стенок Б пределах водоносного пласта покрывают цементной штукатуркой с алюминатом натрия и обмазывают битумом, а в днище поверх слоя щебня и бетона укладывают 30-сантиметровую цементную стяжку с двухслойной обмазкой битумом и железобетонную плиту. Использование сборного железобетона (вместо кирпича) в строительстве сооружений такого массового типа, как сетевые колодцы, дает значительное сокращение сроков их строительства. § 47. УПОРЫ И КОМПЕНСАТОРЫ Внутреннее давление воды обусловливает появление в напорных водопроводных трубах сил, направленных нормально к их стенкам и вызывающих в их материале растягивающие напряжения. На прямых участках линий труб никаких сил, направленных вдоль их оси, не возникает. Они появляются в местах поворота линий, а также в некоторых узлах сети, в частности в местах ответвлений, на концах тупиковых участков и т. п. На рис. III.58 схематически изображено действие сил внутреннего давления воды на колена (а), отводы (б), тройники {в) и заглушки (г). Эти силы действуют вдоль осей труб и передаются на стыковые соединения. Стыки раструбных труб не рассчитаны на сопротивление продольным растягивающим усилиям, и для них в указанных случаях необходимо устраивать упоры, воспринимающие эти усилия. Особенно важно предусмотреть устройство упоров для труб большого диаметра, в которых силы, воздействующие на стык, могут быть весьма значительными. Упоры выполняются конструктивно в виде бетонных, кирпичных или бутовых массивов, в которые упираются соответствующие фасонные части. Упоры можно устраивать как в колодцах, так и прямо в земле. Рис. Ill 58 Рис. III.59 1 - бетон марок 70-90; 2--щебеночная подготовка
Рис. III.60 i - стяжные стальные муфты; 2 - штыри; 3 - бетон марок 70-ОД; 4 - стальной анкерный болт; 5 -стальной хомут; в -чугунный отвод (а=>зо... 45°) Рис. III.61 I - корпус сальника; 2 -фланец сальника; 3 - сальниковая набивка; 4 - цилиндр: Lgjj.-наибольшая длина ком-оенсации; Лу~- условный проход трубопровода На рис. III.59 приведен пример устройства бетонного упора для отводов при повороте линий труб диаметром 250-400 мм в горизонтальной плоскости. При изменении направления трубы в вертикальной плоскости также необходимо устраивать упоры с учетом направления действия силы давления. Пример устройства таких упоров для труб диаметром дс 400 мм при усилии, направленном вверх, показан на рис. П1.60, а, апра усилии, направленном вниз, - на рис. 1П.60, б. Компенсаторы представляют собой устройство, воспринимающее температурные удлинения металлических трубопроводов (рис. 1П.61); их ставят в тех случаях, если стыки труб сами не компенсируют соответствующие перемещения. Компенсаторы следует устанавливать на стальных трубопроводах, прокладываемых в туннелях или на эстакадах, при укладке труб в просадочных грунтах, при подземной прокладке линий из стальных труб со сварными стыками, при жесткой заделке стальных труб в стенки колодцев, резервуаров, баков. Сальниковые компенсаторы изготовляются диаметром от 100 до 1000 мм на внутренние давления до 16 KTCJCUm § 48. ПЕРЕСЕЧЕНИЕ ВОДОПРОВОДНЫХ ЛИНИИ С ДОРОГАМИ, РЕКАМИ И ОВРАГАМИ При пересечении водопроводных линий с путями железных дорог прокладка труб непосредственно в земле не допускается, так как разрыв или повреждение их может вызвать размыв железнодорожного полотна. Поэтому трубы прокладывают в специальных туннелях или фут лярах (кожухах). Те и другие в случае разрыва водопроводной трубы позволяют отвести воду из-под путей и произвести ремонт линии без повреждения полотна и перерыва в движении. На рис. III.62 показано устройство перехода водопроводной линии под железнодорожными путями. Стальные трубы уложены в футляре. По 11 Рис. 111.62 I - упор; 2 - железнодорожный путь; 3 - кожух (футляр) из стальных труб; 4 - стальная труба; 5 - опоры для труб 0 ... 41 42 43 44 45 46 47 ... 159 |