Энеолит нижнего ПрикамьяВыделение следующего за неолитом этапа археологической периодизации, энеолита (медно-каменного века) сопряжено с определенными трудностями. Дело в том, что каменная индустрия не исчезает с появлением первых металлических изделий и широко используется вплоть до эпохи раннего железа. Сами же металлические изделия, представленные на ранних этапах орудиями из меди, а в дальнейшем из бронзы, были редки, часто труднодоступными в связи с отсутствием сырья. Медные и бронзовые предметы не выбрасывали после их поломки, а переплавляли. Поэтому медные изделия очень редко встречаются на археологических памятниках эпохи раннего металла. Не всегда знакомство с металлом и даже освоение металлургии связано с переменой комплексного присваивающего хозяйства. Поэтому среди исследователей-археологов нет единой точки зрения даже на археологические критерии выделения этого этапа. Для одних археологов основанием отнесения той или иной археологической культуры к энеолиту являет-ся знакомство ее носителей с привозным металлом; для других - таким показателем является местная металлоплавка; третьи же вовсе не выделяют особый энеолитический этап, рассматривая эпоху, когда появились орудия из меди, первым этапом бронзового века. Однако последняя точка зрения не может быть принята, поскольку металлургия бонзы основывается на базе искусственных сплавов и соответственно иной культурно-исторической ориентации племен. Археологи считают, что первоначально люди стали использовать самородную медь. В дальнейшем были изобретены плавка самороной меди и отливка простых изделий в открытых формах. Наиболее же важным для распространения орудий из меди явилось открытие способов получением меди из руд, которыми богато Среднее Поволжье и Приуралье.Судя по имеющимся материалам, первое знакомство населения края с металлом, первоначально привозным, произошло на заключительном этапе камской неолитической культуры, представлен-ном в Татарстане памятниками типа Русско-Азибейской стоянки, расположенной в устье реки Белой в Актанышском районе. Памятники этого типа выявлены в южной части Татарстана от Свияги до Икско-Бельского междуречья. Далее к востоку они известны в Башкирском Предуралье. Рассматриваемые поселения располагаются на останцах надлуговых террас, зачастую на местах предшествующих неолитических поселений камской неолитической культуры. Остатки жилищ, исследованных на русско-Азибейской стоянке и поселении Золотая Падь II, представляют собою слегка (на 40-45 см) углубленные в грунт котлованы подпрямоугольных очертаний крупных размеров с большим количеством очагов и ям-кладовок внутри них. Судя по материалам поселения Золотая Падь II, в домостроительстве наметилась тенденция к выделению отдельных жилищных камер. Каменная индустрия памятников русско-узбекского типа по основным технолого-типологическим признакам, близка к камской неолитической индустрии. Для нее также характерны пластинчато-отщеповая техника раскалывания кремня, абсолютное преобладание односторонней краевой частичной ретуши при окончательной обработке и основной набор орудий. В наборах преобладают скребки, ножи, проколки, сверла, резцы на углу пластин, долота и тесла. Типы вышеперечисленных орудий также находят аналогии в мате-риалах камской культуры. Вместе с этим нельзя не отметить и существенных отличий. Обращает на себя внимание возрастание роли пластинчатой индустрии и переход к крупным пластинам как ведущим типам заготовок. Это явление характерно для целого круга энеолитических культур юга и юго-запада Восточной Европы, относящихся к мариупольской и среднестоговской историко-культурным общностям. С южными районами Нижнего Поволжья и Прикаспия, вероятно, связано появление кварцитовых орудий на крупных пластинах. О связях с приуральскими и зауральскими районами можно говорить на основании появления наконечников стрел так называемого кельтеминарского типа или подражаний им. Некоторые типы орудий (сланцевые небольшие долота и тесла) имеют значительно больший территориальный круг аналогий и являются не культурным, а хронологическим показателем тех или иных комплексов. Значительный интерес представляет керамика русско-азибейского типа (рис.4). По ряду признаков она продолжает традиции камской неолитической культуры. Посуда изготовлена ручным способом методом кольцевого налепа, тщательно до лощения заглажена. Среди типов сосудов сохраняются традиционные для камской культуры сосуды полу яйцевидной формы. Однако численно преобладают уже сосуды с круглыми или уплощенными днищами и с отогнутыми наружу краями. Наряду с традиционными типами венчиков (округлыми или подпрямоугольными), появляются воротничково-образные и приостренные венчики. Венчики с наплывом внутрь практически исчезают. В технике и элементах орнаментации также происходят изменения. Наряду с традиционными оттисками мелкого и средне- зубчатого штампа, широкое распространение получают оттиски крупнозубчатого штампа, перевитого шнура, ямочных вдавлений и так называемой шагающей гребенки. Значительное распространение получают глубокие конические ямки под венчиками (иногда и по тулову) сосудов. Орнаментация преимущественно густая, покрывающая всю внешнюю поверхность сосудов. Получает распространение тенденция к ее разреженности, появляются свободные от узоров поля. Наиболее распространенными узорами являются пояса из наклонно поставленных оттисков зубчатого штампа или шагающей гребенки, разделенные линиями оттисков этого же штампа или коническими ямками. Из новых узоров отмечены различные геометрические фигуры в виде ромбов, флажков и других элементов. Вышеописанная керамика по совокупности своих технолого-типологических признаков включает в себя несколько компонентов. Как отмечалось выше, преобладал местный камский неолитический компонент. Проявляются и юго-западные элементы, связанные с энеолитическими культурами типа Мариупольского и Никольского могильников, расположенных в лесостепной зоне. Более близкие аналогии этим элементам керамики русско-азибейского типа про-слеживаются в материалах самарской энеолитической культуры, выделенной И. Б. Васильевым в Самарском Заволжье на основе Съезженского могильника. Глубокие конические ямки в системе орнаментации, вероятнее всего, появились в результате контактов с северными племенами. Но ряд элементов русско-азибейской керамики находит аналогии не в материалах восточноевропейских культур эпохи энеолита, а в керамических комплексах поселений эпохи раннего металла западносибирской и отчасти казахстанской лесостепи. К таким элементам относятся уплощенные днища, рас-ширение сосудов, широкое распространение в орнаментации тех-ники шагающей гребенки и другие. Судя по имеющимся материалам, население, оставившее археологические памятники русско-азибейского типа, освоило скотоводство. Об этом свидетельствуют кости крупного и мелкого скота, обнаруженные на ряде поселений. Достоверных данных о наличии земледелия нет: хозяйство носителей рассматриваемых памятников остается комплексно-присваивающим с элементами скотоводства. С кругом памятников русско-азибейского типа (с известной долей осторожности) можно связать Русско-Шуганское погребение в бассейне реки Ик, Гулькинский и Тенишевский могильники в приустьевой части Камы. Наиболее полное представление о погребальном обряде дает Тенишевский могильник. Погребенные были поло-жены вытянуто, на спине, головой на юго-восток или северо-за- пад, рядами. В погребениях зафиксирована подсыпка красной минеральной краски. Погребенные, как правило, сопровождались вещами: кремневые и кварцитовые орудия и сланцевые подвески, расположенные в порядке ношения, сложенные у пояса или ног. В одном из погребений были найдены височные медные кольца, изготовленные, по мнению специалистов, из металла местных медистых песчаников. В совокупности своих признаков Тенишевский могильник включает в себя все те компоненты, которые характерны для комплексов русско-азибейского типа. Новыми же моментами являются медные изделия, единичные находки северного янтаря и некоторых типов орудий (подтреугольно-черешковых наконечников дротиков, ставших характерными уже для следующих этапов энеолита Татарстана). Завершая описание материалов русско-азибейского типа, следует остановиться на их датировке и культурной принадлежности. Судя по сочетанию в каменном и керамическом комплексах памятников русско-азибейского типа черт, характерных для Съезженского и более позднего Хвалынского могильников, рассматриваемые комплексы должны занимать хронологическую нишу между ними (ориентировочно датироваться второй половиной IV тыс. до н. э.). Сложнее решается вопрос о культурной принадлежности этих памятников. Значительное количество новых элементов в хозяйстве, каменной индустрии и керамике дало основание отдельным исследователям выделить их в особую акидельскую культуру эпохи энеолита, сформировавшуюся на местной неолитической базе, представленной памятниками камской культуры. Другие же рассматривают их как памятники заключительного неолитического-энеолитического этапов камской культуры. На наш взгляд, памятники русско-азибейского типа демонстрируют вариант эволюционного перехода к эпохе раннего металла на основе местного субстрата и влияния преимущественно южного и юго-восточного регионов. Первые следы местной металлоплавки из медистых песчанников, которыми богата рассматриваемая территория, связаны с па-мятниками с так называемой флажковой керамикой и накольчато-прочерченной тат-азибейского типа. Памятники с энеолитичес- кой накольчато-прочерченной керамикой исследованы преимущественно в восточных районах Татарстана (II Татарско-азибейское поселение в устье р. Белой). Отдельные памятники этой группы известны и в приустьевой части Камы (Городок IV и др.). Поселения занимали края песчанных останцов древних надлуговых террас вблизи пойменных озер и стариц. Наиболее полное представление о характере материальной культуры носителей этой группы памятников дают материалы II Татарско-Азибейского поселения. На нем исследованы полу наземные жилища двух типов. Первый характеризуется сооружениями под прямоугольных очертаний размером от 4x4,6 до 6,8x9,2 м с очагами в центре жилищ и хозяйственными ямами-кладовками вдоль их стен. Ко второму типу относятся жилища округлой формы типа чума. У носителей рассматриваемых памятников преобладала пластинчатая техника изготовления орудий (58% общего количества орудий). Наиболее массовыми группами орудий являются ножи и скребки на пластинах, а также проколки и сверла на пластинах и отщепах. Сравнительно малочисленны пластинчатые бесчерешковые и черешковые листовидные и под- ромбической формы наконечники стрел, резцы на углах пластин, миниатюрные долота и тесла из зеленоватого сланца. По своим формальным технолого-типологическим показателям каменная индустрия, представленная материалами II Татарско-Азибейского поселения, относится к кругу каменных индустрий микролитического типа, характерных для лесостепной и степной полосы культур эпохи мезолита, неолита и энеолита. Энеолитические керамические комплексы татазибейского типа по своим технолого-типологическим показателям очень близки неолитической накольчато-прочерченной посуде, представленной на территории Татарстана с памятников типа II Щербетьской и IV Тетюшской стоянок в приустьевой части Камы и среднего течения Волги. Они также изготовлены от руки способом кольцевого нале- па, тонкостенны, тщательно заглажены с обеих сторон. В глиняном тесте сосудов отмечены органические и шамотные включения, а иногда и примесь дресвы. По крупным развалам восстанавливаются две основные формы сосудов. Первая представлена плоскодонными банками со слабо прикрытым или подцилинидрическим горлом. Ко второй относятся горшки с профилированным горлом и шаровидным туловом с небольшим диаметром тулова в верхней трети сосуда и относительно небольшими, слабо вогнутыми во внутрь донышками. Сравнительно многочисленны и плоскодонные чашки типа пиал. Орнамент нанесен оттисками треугольной, подквадратной и овальной отступающей палочки. Система орнаментации разреженная и зональная, приуроченная к верхней и придонной (включая днище) частям сосудов. Изредка встречаются и сосуды, орнаментированные только рядами конических ямок под горловинами. В орнаментации преобладают мотив плетенки из заштрихованных прямоугольников и треугольников, волнистые, зигзагообразные и прочие линии. Из более сложных узоров отмечены параллелограммы и фигурки водоплавающих птиц. На днищах встречаются изображения в виде расходящихся из центра лучей, концентрических кругов и спиралей. Очень распространенным явлением является украшение плоских срезов венчиков насечками и рядами насечек по краю днищ. Характер хозяйства населения, оставившего памятники тат-азибейского типа на территории Татарстана, восстанавливается с трудом. Учитывая материалы памятников этого круга с сопредельных территорий, можно предполагать, что оно, наряду с плавкой меди, освоило скотоводство. Судя по геоморфологическим исследованиям, проведенным на II Тат-Азибейском поселении, памятник датируется первой половиной суббореального периода и относится к первой половине III тысячелетия до н. э. - первой четверти II тысячелетия до н. э. Эта дата согласуется с радиоуглеродными датировками поселения Луговое III, расположенного в верхнем (ульяновском) течении Свияги, и поселения Чумайтло 1 - в бассейне среднего течения Вятки с близкими типологически керамическими комплексами. При всех обстоятельствах отдельные исследователи отрицают энеолитическую принадлежность памятников, рассматривая находки оплавленных тиглей как результат случайного смешения разновременного археологического материала в рыхлом песчанном культурном слое. Однако эти возражения нельзя принять, так как отнесение того или иного археологического комплекса к неолиту, энеолиту или эпохе бронзы производится не по одному показателю, а по их совокупности. Таки-ми являются находки медных изделий на памятниках с накольчато-прочерченной керамикой лесостепной и отчасти степной полосы востока Европы, развитой технолого-типологический облик керамики тат-азибейского типа, наличие животноводства и т. д. Есть мнение, что комплексы татазибейского типа относятся к зауральским и западносибирским культурам и генетически не связаны с восточно-европейскими культурами с накольчато-прочерченной керамикой. Такая точка зрения в частности высказывалась А. Х. Халиковым, а в последние годы поддерживается В. В. Никитиным. Действительно, по ряду признаков материальной культуры памятники та-тазибейского типа типологически стоят ближе к зауральским па-мятникам с накольчато-прочерченной керамикой (большое коли-чество оттисков подквадратной и овальной палочки в орнаментации сосудов, широкое использование насечек и отисков палочки в узорах по срезу венчика и придонной части сосудов и т. д.). Однако эти отличия керамики татазибейского типа от накольчато-прочерченной посуды восточноевропейских памятников имеют не принципиальный характер, а являются лишь статистическими вариациями внутри серии родственных памятников. Не менее сложен круг вопросов с энеолитическими памятниками с так называемой «флажковой» керамикой, выделенными ранее О. Н. Бадером по материалам Среднего Прикамья. К сожалению, ис-точниковедческая база памятников этого типа на территории Татар-стана очень слаба и представлена преимущественно керамическими комплексами. Тем не менее даже по этим фрагментарным данным можно сделать ряд определенных выводов. Территория их рас-пространения в Татарстане и топографическое их расположение на останцах песчаных террас вблизи пойменных озер и стариц в ос-новном совпадает с территорией и топографией расположения нео-литических памятников. Практически от предшествующих кремне-вых комплексов не отличаются и каменные орудия, найденные с посудой «флажкового» типа. Керамика «флажкового» типа по своим формально-типологическим признакам внешне очень близка керамике камской неолитической культуры. Она изготовлена из глиняногого теста с примесями органики, мелкого песка, а иногда и мелкого шамота, тщательно заглажена с обеих сторон и не отличается от неолитической. Судя по материалам, основным типом керамики являлись сосуды с прикрытым или подцилиндрическим горлом, округлым туловом и плоским небольшим слегка вогнутым во внутрь донцем. Отмечаются и остродонные сосуды со вмятиной во внутрь. Орнаментация керамики по сравнению с неолитической более разреженная и упрощенная. Мотивы узоров несложны и состоят преимущественно из горизонтальных поясов вертикально поставленного зубчатого штампа, иногда разделенных одиночными или двойными зигзагообразными линиями. Из единичных сложных элементов орнамента представлены «флажки» и ромбы в верхней части сосудов. Узоры на сосудах нанесены преимущественно оттисками мелкозубчатого изогнутого штампа и ногтевидными насечками. По сочетанию признаков выделяются не менее трех групп керамики так называемого «флажкового» круга памятников, имеющих разное происхождение. Наиболее поздними памятниками энеолита в Татарстане являю- ся поселения и местонахождения гарино-борско-поздневолосовского типа. Памятники этого типа исследованы раскопками преиму-щественно в восточных районах Татарстана, Икско-Вельском междуречье (верхние горизонты Игимской стоянки, Золотая Падь II, III Русско-Азибейская и др.). На них зафиксированы крупные, слегка углубленные на 50-60 см, жилища подпрямоугольных очертаний с очагами и хозяйственными ямами. Вещевой материал представлен преимущественно обломками керамики, каменными изделиям и остатками металлоплавки. Посуда гарино-борско-поздне-волосовского типа по своим признакам очень резко отличается от пред-шествующих типов глиняной посуды. Она изготовлена ручным спо-собом с обильными органическими или раковинными примесями в тесте. Это придает внешней и внутренней поверхности сосудов ше-роховатость, не устраняемую даже тщательным заглаживанием по-верхности. Основными формами сосудов, судя по соотношению вен-чиков и днищ сосудов были плоскодонные банки и горшки, хотя из-редка встречаются и круглодонные сосуды. Орнамент наносился преимущественно оттисками штампа, изредка прочерчеными ли-ниями. По характеру орнаментации выделяются сосуды с густой и разреженной системой нанесения узоров. Узоры несложны и представлены преимущественно из горизонтальных поясов вертикально поставленных оттисков штампа или прочерков. Из сложных элементов выделяются пояса из заштрихованных ромбов. Примечательны гофрированные венчики сосудов и гофрированыне налепные валики потулову. Единично встречаются серповидные гофрированные ручки сосудов. В керамических комплексах гарино-борско-поздневолосовского типа сочетаются местные неолитические традиции камской культуры, представленью использованием зубчатых штампов и от-дельными орнаментальными мотивами, а также сохранением в комплексах отдельных сосудов полу яйцевидной круглодонной формы. Следует отметить и элементы, связанные с энеолитическими керамическими комплексами татазибейского типа (плоскодонные банки и горшки, разреженная зональная орнаментация, насечки по краям венчиков и днищ, отдельные узоры и т. д.). Ряд особенностей керамики поздневолосовско-гарино-борского типа (примесь тол-ченной раковины в тесте, Т- и Г-образные венчики), видимо, связаны с южными энеолитическими культурами типа среднестоговской и хвалынской. Такие черты данной группы памятников (гофрированыне венчики и налепные ручки) находят аналогии в керамических комплексах эпохи раннего металла Зауралья и Западной Сибири. Каменная индустрия рассматриваемых памятников продолжает традиции каменной индустрии камской неолитической культуры, но уже в составе орудий преобладают изделия из отщепов. Остатки использования металла представлены обломками оплав-ленных чашевидных тиглей, кусками руды, единичными литейными формами из песчаника, а также отдельными металлическими изде-лиями в виде шильев. Химический анализ капелек меди и шильев показал, что металл представляет собою относительно чистую медь, полученную из местных медистых песчанников. Памятники волосовско-гарино-борского типа завершают эпоху энеолита на территории Татарстана. |