Фонд содействия реформирования ЖКХ

Макс Ваксман, генеральный директор Щербинского лифтостроительного завода

Выступление на XIV Национальном Конгрессе работников лифтовой отрасли

Я хотел бы проанализировать некоторые проблемы, которые стоят перед производителями лифтов, и, самое главное, попытаться вместе найти пути решения тех вопросов которые, которые мешают нашей дальнейшей работе.

Известно, что сегодня каждый третий лифт в России отработал свой 25-летний нормативный срок. Другими словами, из работающих сейчас в стране 450 тысяч лифтов 150 тысяч требуют замены или глубокой модернизации.

Ситуация осложняется еще и тем, что наступает, я бы сказал, время пикового старения лифтов: в 1984-1989 годы в стране выпускали наибольшее количество лифтов - более 25 тысяч в год. Сегодня этим машинам около 25 лет, и они попадают, так сказать, в зону старения, то есть требуют наших немедленных действий.

В то же время лифтостроительные заводы не загружены, поскольку, несмотря на столь большую потребность в лифтах, нет средств для их производства. Предприятия практически более, чем в два раза уменьшили выпуск продукции. Об этом можно судить по Щербинскому лифтостроительному заводу: в прошлом году мы были готовы в 2009 году выйти на производство 12 тысяч лифтов в год, но сейчас прогнозируем сделать не более 6 тысяч. Производство на Карачаровском механическом заводе тоже сократилось почти на 50% по сравнению с прошлогодним. Короче говоря, сегодня заводы стоят или наполовину стоят. Нам пришлось попросить рабочих уйти на укороченную неделю.

Нонсенс: в России необходимо безотлагательно заменять новыми огромное количество старых лифтов, которые работают, каждодневно подвергая опасности жизнь и здоровье людей, и технические возможности наших заводов позволяют удовлетворить эту потребность, - но мы не можем этого сделать. Производство лифтов не только не увеличивается, а, наоборот, падает.



Лифтостроителей спас закон № ФЗ-185, принятый более чем своевременно. Без этого закона наши предприятия сегодня просто стояли бы. Сравните структуру производства лифтов: в прошлые годы около 80% лифтов шло на новое жилье, 20% - на замену. Сегодня - с точностью до наоборот. Новое жилье еще где- то достраивается, но новые дома практически не закладываются, поэтому и о 20% для новостроек можно говорить с большой долей оптимизма. Таким образом, 185-й закон позволил нам сейчас как-то жить и работать.

Есть и другие проблемы. Хотя мы и единое сообщество, весь прошлый год у нас прошел в полном разброде. Все вы помните, после последней конференции было очень много недоуменных вопросов, неясностей, люди не знали куда примкнуть. Я считаю, что после нынешней конференции мы должны выйти на такой уровень организационной структуры отрасли, который будет понятен и всему лифтовому сообществу, и власть имущим в Государственной думе, в Правительстве. Мы уже создали такую систему, на XIV Конгрессе одобрим ее, примем к действию и будем двигаться дальше.

В прошлом году организовано Российское лифтовое объединение, в которое вошли двадцать организаций: практически все лифтостроительные заводы, проектанты и производители компонентов. Сейчас в составе РЛО более тридцати организаций. 28 мая на общем собрании РЛО будем принимать в свои ряды новых членов - такие организации, как ОТИС, Московский государственный строительный университет, «Ураллифтмаш» и другие.



Мы формируем структуру, которая по количеству людей наиболее многочисленна и которая стоит у истоков создания лифтов. Хорошая организация и эффективная работа Российского лифтового объединения является базовой для дальнейшей хорошей работы всех производителей, монтажников и, самое главное, эксплуатационников.

С Фондом содействия реформированию ЖКХ Российское лифтовое объединение работает очень плотно. Мы нашли друг в друге взаимно заинтересованных союзников и партнеров. Фонд ведет очень серьезную организационную работу. Что значит дать деньги в каждый регион, которых у нас более 80? Надо принять от них заявки, отправить деньги и прочее и прочее. Известно, что вокруг этого денежного, так сказать, «пирога» часто заводятся недобросовестные люди. В нас Фонд увидел специалистов, которые могут оказать серьезную помощь в оценке работы в регионах. Совместно с Фондом мы создали пакет документов, в которых обозначены все пути взаимодействия, методика работы и взаимопомощи, и у нас уже есть определенные результаты.

Для всех нас хорошо еще и то, что Фонд содействия реформированию ЖКХ заинтересован в контроле ситуации на местах, результатов использования выделенных им средств. В этом заключается одна из форм совместной работы Фонда и Российского лифтового объединения, к ней подключены и инженерные центры. Вместе мы проверяем на местах, как используются деньги, нет ли халтуры. К сожалению, в результате некоторых недавних проверок выяснилось, что там, где должны быть закуплены доброкачественные продукты, за те же деньги приобретается бог весть что.

Я предупреждаю, что эта работа будет продолжена и Фонд будет и дальше очень внимательно и скрупулезно смотреть за тем, насколько эффективно осваиваются выделенные средства, а в случае необходимости будут приниматься очень жесткие меры.

Еще мы столкнулись вот с каким моментом: при нынешней загрузке наших заводов мы просто не можем позволить себе допустить на наш рынок иностранных производителей. И Фонд, и Правительство в этом вопросе нас поддержали. Есть настоятельные рекомендации регионам на местах оформлять договора именно с отечественными производителями. Фонд к этому делу относится серьезно и настоятельно рекомендует соблюдались все правила.

Что мы ожидаем в 2009 году?

Сегодня 22 региона уже дали заявки, получили деньги на 4 130 лифтов. Заявки еще 12-ти регионов - это 1 114 лифтов - находятся в стадии рассмотрения. Итого 35 регионов, то есть 5 244 лифта должны быть сделаны в этом году. Это наш сказать наш с вами общий актив.

Но 35 регионов - это меньшая половина российских регионов. Значит, заявки от второй половины люди еще не донесли, следовательно, они, хоть и с опозданием, но будут поданы. К сожалению, процедура выделения денег, поступление этих денег в регионы, а затем и до лифтовиков настолько сложна, настолько темна, что сегодня мы, лифтостроители, вынуждены отгружать продукцию, оплата которой произойдет, в лучшем случае, только через месяц. В тяжелейшем положении заводы, они набрали кредитов, долгов, и это, конечно, отрицательно скажется впоследствии на нашем положении.

Надвигается в связи с истечением сроков эксплуатации серьезная проблема и с больничными лифтами. Я знаю хорошо эту проблему: 25 лет назад она встала в Щербинке, и тогда наш завод освоил производство больничных лифтов. Начиная с 1984 года, мы выпускали их очень интенсивно - почти по 1 200 лифтов в год. Они отлично шли по всей стране, но прошло время, и они уже начинают устаревать. И эта проблема стучится в дверь, решать ее надо, наверное, с помощью министерства здравоохранения.

На местах появилось такое явление: на рынок приходят люди с низкими ценами. Но все мы прекрасно знаем, что это значит. Обязательно за низкими ценами стоит халтура, обязательно отсутствует качество. Но лифты, которые идут на замену, должны полностью соответствовать современным правилам, всей нормативно-технической документации, нормам ПУБЭЛ. Как показал анализ, удешевление возможно только за счет снижения качества. Но благодаря тому, что на местах появились новые заказчики - управляющие компании, которые еще не имеют достаточной квалификации и опята, а потому не представляют себе, чем может кончиться использование дешевой продукции. Главное для них - деньги. Больше затрат - значит плохо, меньше - хорошо. И такая позиция побеждает. За этим необходимо внимательно следить на местах.



Еще одно направление, по которому Российское лифтовое объединение очень плотно и плодотворно работает, - сотрудничество с организацией «ОПОРА РОССИИ». В 2008 году мы вступили в эту организацию, создан специальный Комитет по лифтовой промышленности. РЛО лидирует в этом комитете, хотя в нем состоят и «Лифтсервис», и «Русьэкспертлифт». Уже состоялись серьезные совместные мероприятия, в том числе и с участием представителей Фонда содействия развитию ЖКХ. Так, проведено заседание «круглого стола», где рассматривались проблемы лифтового хозяйства страны - и не только в плане 185-го закона, но и в аспекте дальнейшей перспективы развития лифтовой отрасли в целом. Ведь через два года Фонд свою работу закончит, а проблема лифтов остается.

В связи с этим, вопрос ставится шире - о создании федеральной Программы замены лифтов. Этой работой мы продолжаем заниматься, хотя сегодня не то время, чтобы выходить в правительство с новой программой, но пройдет это лихое время, а от настоятельной необходимости ее создания и реализации мы никуда не денемся.

Мы нашли в «ОПОРЕ РОССИИ» надежных, заинтересованных людей и благодарны им за то, что они очень активно работают с нашей отраслью.

Есть еще один серьезнейший вопрос, который касается реорганизации Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору В этом плане я бы хотел предъявить претензии некоторым организациям экспертизы. К сожалению, проверка и опыт показывает, что к вопросам экспертизы некоторые специалисты относятся очень недобросовестно. Часто экспертиза делается формально, и мы знаем, как это иногда делается. Мы будем подходить к этому вопросу жестко, и подспорьем здесь должно стать саморегулирование.

Российское лифтовое объединение еще почти год назад готово было принять статус саморегулируемой организации - с оформлением всех нормативных документов, с созданием определенных барьеров, чтобы на эту ниву не попадали те, кто ее не достоин.

В заключение разрешите пожелать вам всем успехов, скорейшего решения проблем общими усилиями. Надеюсь, что с этого форума лифтостроители ушли объединенными и самое главное, были готовы к решению любых проблем.