Археографическая комиссия

18 декабря 1964 г. Археографическая комиссия при ОИ АН СССР провела Общее собрание, посвященное работе комиссии по составлению «Сводного каталога рукописей, хранящихся в СССР (до конца XIV в. включительно)». В повестку дня было также включено сообщение о рукописном собрании академика М. Н. Тихомирова в связи с передачей его Сибирскому отделению АН СССР.

Во вступительном слове заместитель председателя Археографической комиссии чл.-корр. АН СССР В. И. Шунков подчеркнул большое научное значение создания «Сводного каталога рукописей» Советского Союза. Инициатива Археографической комиссии (1960 г.) нашла широкий отклик и поддержку со стороны научной общественности. Комиссия путем консультаций с крупнейшими специалистами выработала принципы описания рукописей для «Сводного каталога» и образцы карточек для таких описаний. На Общем собрании Комиссии в 1962 г. рассматривалось положение дел по описанию и выявлению рукописей в крупнейших хранилищах нашей страны. Было отмечено, что учтены все рукописи на греческом языке (византийские), а также большинство славянских и латинских рукописей.

С конца 1963 г. Археографическая комиссия приступила к практической работе по составлению той части «Сводного каталога», которую представляют славянские рукописи. С целью определения количества сохранившихся славянских рукописей XI—XIV вв. в Комиссии была начата работа над составлением их учетной картотеки. Предварительные результаты этой работы были изложены на Общем собрании Археографической комиссии (сообщение Н. В. Шеламановой).

Работа по учету славянских рукописей по существу проводится в советское время впервые, если не считать сводки данных в «Славянской кирилловской палеографии» Е. Ф. Карского (1928 г.). В основном попытки такого учета относятся еще к дореволюционному времени (работы И. И. Срезневского, Н. В. Волкова, арх. Леонида, Н. Владимирова,

А. И. Соболевского, П. А. Лаврова,

Н. М. Карского, Н. Дурново, А. Калины, Б. Цонева, С. Кульбакина и др.). В последнее время в нашей стране появилось несколько перечней древнейших славянских рукописей1.

Но все эти перечни и указатели не дают достаточного представления о тех рукописных богатствах, каким мы располагаем в настоящее время, к тому же значительная часть рукописей изменила свое местонахождение. После Октябрьской революции сделано очень много по выявлению, упорядочению хранения и описанию рукописей. Издано значительное число описаний и обзоров фондов наших хранилищ — архивов, музеев и библиотек. Однако сводного труда, который бы давал общее представление о сохранившихся в Советском Союзе славянских рукописях, пока нет.



Те же сведения, которыми сейчас располагает Археографическая комиссия, далеко не полны, так как не все наши хранилища имеют печатные описания или обзоры своих фондов и поэтому возможны упущения некоторых рукописей. С еще большим основанием это можно сказать о частных собраниях. Кроме того, ряд хранилищ пе прислали по разным причинам описаний своих фондов в Археографическую комиссию.

собраний и коллекций, а также исследования и статьи об отдельных рукописях и труды по истории фондов, собраний, коллекций и хранилищ, работы по истории русского языка и литературы, курсы русской и славянской палеографии.

Славянские рукописи XI—XIV вв. были выявлены в 35 хранилищах и 1 частном собрании. В Москве — в Государственной библиотеке СССР им. В. И. Ленина (ГБЛ), Центральном государственном архиве древних актов (ЦГАДА), Научной библиотеке им. А. М. Горького Московского государственного университета (НБ МГУ), Государственной Третьяковской галерее (ГТГ), Музее им. Андрея Рублева.

В Ленинграде рукописи хранятся в Государственной публичной библиотеке им. М. Е. Салтыкова-Щедрина (ГПБ), Библиотеке Академии наук (БАН), Центральном государственном историческом архиве (ЦГИАЛ), Институте русской литературы— Пушкинском Доме (ИРЛИ), Ленинградском государственном университете (ЛГУ) — в Научной библиотеке и на кафедре русского языка.

Есть такие рукописи и в хранилищах городов РСФСР: Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Вологодский областной краеведческий музей, Научная библиотека им. Н. И. Лобачевского Казанского университета им. В. И. Ульянова-Ленина, Калининские областные архив и музей, Новгородский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Карельский педагогический институт в Петрозаводске (библиотека), Псковский историко-художественный музей-заповедник, Научная библиотека Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского, Ярославский областной архив и Ярославско-Ростовский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

Славянскими рукописями XI — XIV вв. располагают хранилища Украинской ССР: Государственная публичная библиотека УССР в Киеве, Государственная научная библиотека УССР во Львове, Музей украинского искусства во Львове, Государственный исторический музей во Львове, Государственная научная библиотека в Одессе, Археологический музей в Одессе, Закарпатский музей в Ужгороде, Государственная научная библиотека им. В. Г. Короленко в Харькове, Кременецкнй районный краеведческий музей.

В других союзных республиках древние славянские рукописи XI — XIV вв. имеются: в Институте рукописей при Совете Министров Армянской ССР (Матенадаран) в Ереване, в Вильнюсской центральной библиотеке АН Литовской ССР, в Центральной библиотеке АН

Латвийской ССР. 4 славянские рукописи XIV в. находятся в собрании академика М. Н. Тихомирова (см. оних ниже).

В настоящее время проверены фонды большинства этих хранилищ. Полностью учтены рукописи четырех крупнейших хранилищ: ГИМ и ЦГАДА в Москве, ГПБ и БАН в Ленинграде и 25 местных хранилищ. Остались невыветренными памятники рукописных отделов ГБ Л и Киевской ГПБ, а также Львовского исторического музея, Петрозаводского педагогического института, Ярославского музея и Закарпатского музея в Ужгороде, т. е. не выверено несколько более одной десятой части учтенных к данному моменту рукописей. Фактически же число таких рукописей меньше, так как значительная часть их уже описана сейчас и сомнений в их сохранности нет.



В настоящее время учтено в картотеке Археографической комиссии 1333 славянские рукописи XI —XIV вв. (включая рукописи, датируемые XIV—XV вв.). По хранилищам рукописи распределяются следующим образом: ГПБ — 383 рукописи, ГИМ — 306, ГБ Л — 195 (сведения по печатным описаниям), ЦГАДА —165, БАН — 152. В этих пяти крупнейших хранилищах находится подавляющее большинство сохранившихся до наших дней древнейших славянских рукописей.

По языку (поводу) рукописи распределяются так: русских — 949, болгарских — 150 (пз них 12 древнеболгарских — старославянских), сербских -г 232, 1 молдавская XIV в. (в собрании ГИМ) и 1 неопределенного извода (в ГПБ).

Хронологически рукописи пока группируются следующим образом:

Результаты этого учета будут представлены в виде перечня славянских рукописей XI — XIV вв. как «материалы» для «Сводного каталога рукописей, хранящихся в СССР (до XIV в. включительно)» и опубликованы в «Археографическом ежегоднике». Эти материалы могут послужить основой для создания Сводного каталога славянских рукописей.

Археографическая комиссия, представляя научной общественности предварительные результаты своей работы, обращается ко всем учреждениям и лицам, имеющим в своем владении древние славянские рукописи, с просьбой поставить о них в известность Комиссию.

С сообщением о собрании рукописей академика М. II. Тихомирова на заседании выступил А. И. Рогов. В настоящее время собрание в составе 500 рукописей передано М. Н. Тихомировым Сибирскому отделению Академии наук СССР (в г. Новосибирск). Собрание имеет описание, составленное самим академиком М. Н. Тихомировым.

Эта замечательная коллекция несомненно представляет интерес для многих историков, филологов и искусствоведов. Она поражает прежде всего наличием четырех пергаменных рукописей XIV в. Особую ценность среди них имеет замечательное Друцкое евангелие. Это не только уникальный памятник ранней белорусской палеографии, но и важный исторический источник: запись рукописи — грамота Друцкого князя Василия Михайловича храму Богородицы в Друцке с перечислением «даней» в пользу него. Интересно, что из этой грамоты мы узнаем об основании церкви в 1001 г., тогда как летописи первый раз упоминают Друцк лишь в 1092 г.

Большой интерес вызовет и другая рукопись XIV в.— Слова Григория Богослова в сербском переводе. Эта бумажная рукопись написана в Хиландарском монастыре на Афоне в 1362 г. Две остальные рукописи XIV в.— это также Слова Григория Богослова и отрывок из Евангелия.

Значительную часть собрания составляют рукописи исторического содержания. Среди них: летописные статьи о Новгородскомн Псковском взятии (в сборнике XVII в.), хронографы 2-й и 3-й редакции в списках XVII — XVIII вв., украинская Летопись Грабянки в списке конца XVIII в., ряд поздних летописцев в списках конца XVIII в. (угличский и ростовский), Синопсис (2 списка XVIII в.) «История о государях Русския земли» Грибоедова (в списке XVII в.), «Ядро Российской истории Манкиева», «Повесть о прихождении Густава Адольфа к Пскову» и ряд других рукописей.

Несомненный интерес у исследователей вызовут рукописи, содержащие материалы по истории экономики. Это — копийная книга Хланицкого монастыря с 1672 г., переписная книга Ярополческой волости XVII в., приходо-расходные книги Вологодского Софийского дома (1612—1613 и 1662—1663), а также Таможенная книга Старой Рязани за 1758 г.

Рукописи юридического содержания представлены в собрании списком Кормчей второй половины XVII в. (с издания 1650 г.), списком XVII в. Стоглава, двумя списками XVII в. Соборного Уложения 1649 г. Интересны два сборника XVIII в. государственных указов, регламентов и т. п. Один из них составляют документы, посланные солдату Преображенского полка Пустошкпну (1721 г.),а другой собран кашинским канцеляристом И. А. Аркадьевым. Весьма значительную группу рукописей составляют литературные памятники. Здесь можно отметить несколько сборников житий, повестей и сказаний местного происхождения: ростовский



XVI в., содержащий преимущественно жития ростовских святых; казанский XVI в., содержащий жития Гурия и Варсонофия, а также сказание о Казанской иконе; муромский XVIII в., содержащий жития Константина, Федора и Михаила, Повести о Петре и Февронии и о Юлиании Лазаревской, а также сказапия о муромском и унженском крестах. Ценные списки памятников древнерусской литературы находятся и в составе других сборников. Среди них можно назвать Паремийные чтения о Борисе и Глебе (1545 г.), Хождение апостола Андрея (XV в.), ЗКптия Саввы Сербского (XVII в.), Петра митрополита (XVI в.) и другие многочисленные жития русских святых в списках XVI — XVII вв. и более позднего времени. Как неизвестный памятник белорусской литературы XV—XVII вв. обращает внимание так называемое «Лукомское чудо» — рассказ, содержащий интересные данные по исторической географии Белоруссии того времени.

В собрании имеется два списка Киево-Печерского патерика (XVI—XVII вв.). Можно отметить также ряд повестей исторического характера, таких как: Сказание о Мамаевом побоище (два списка XVIII в.), Казанская история (XVII в.), Китежский летописец (XVII в.). «Повесть о Вавилонском царстве» представлена двумя списками XVII и XVIII вв., а «Александрия» списком второй половины XVIII в.

Группа памятников, находящихся в собрании, имеет полемический характер. Это русское поучение с осуждением бесовских игрищ (в списке XIX в.) и ряд старообрядческих сочинений в списках XVIII—XIX вв. (История о патриархе Никоне, мучение Евдокии Урусовой и т. д.).

Внимание историков русской литературы XVIII в. несомненно привлекут находящиеся в собрании повести XVIII в. о рыцаре Фрапцыле Венециане, принце Любпме п принце Милобразе, а также сборник кантов 1781 г. В собрании академика М. Н. Тихомирова имеются и мемуары XIX в. Среди них воспоминания сына адмирала Литке — К. Ф. Литке; студента Медико-хирургической академии Орешина (1861 —1870 гг.), в записках которого содержатся сведения о студенческих волнениях; неизвестного жителя Ишима (говорится главным образом о народном просвещении). Для историков русской архитектуры XIX в. представят интерес мемуары служащего Дворцового ведомства Алексея Тарасова (1845—1848 гг.), содержащие сведения о всякого рода перестройках в императорских дворцах.

Чрезвычайно разнообразное по своему составу собрание имеет и картографические материалы — «Атлас городов казанского наместничества 1789 г.», состоящий из планов городов Казани, Чебоксар, Цивильска, Козмодемьянска, Царева-Кокшайска, Мамадыша, Лаптева и Спасена.

Как и в болыпипстве собраний древнерусских по преимуществу рукописей, в рассматриваемом собрании немало богослужебных рукописей и рукописей, содержащих церковноучительные памятники. Многие из них интересны своими записями об обстоятельствах создания самой рукописи п о ее владельцах. Среди таких записей можно отметить, например, запись па Богородичнике XVI в., где рассказывается о его написании в 1545 г. в Шешкинях «подле места Виленского за рекою Велыо» и говорится, что «писал именем Михайло родом с Кремянца сып Васильев». Другая запись на одном из Златоустов XVI в. говорит о написании этой книги в 1593 г. «на Москве з добрых переводов» по приказанию вологодского архнеппскона Ионы Думннпа.

Многие рукописи собрания представят интерес для историков искусства своим художественным оформлением: миниатюрами (например, Евангелие XV—

XVI вв.), богатейшими заставками ново византийского, балканского и старопечатного стилей, инициалами звериного стиля и т. д.

Нет сомнения, что собрание академика Тихомирова, в котором имеется целый ряд неизвестных или редких памятников, либо памятников, представленных ранними списками, является ценнейшей коллекцией рукописей. Для Новосибирска это собрание имеет особое значение. Оно будет основой рукописной базы, столь необходимой для развития гуманитарных наук в научно-исследовательском центре Сибири.

В выступлениях были предложены новые пути получения сведений о древнейших славянских рукописях. Собрание выразило благодарность я признательность академику М. Н. Тихомирову за его бесценный дар — передачу коллекции рукописей Сибирскому отделению АН СССР.